Собрано

2 855 700 руб

Помочь
Новости

Тренировка точных движений пальцев рук

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была здесь роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить первичный язык, с помощью которого объяснялись люди. Жесты сочетались с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но еще долгое время она оставалась связанной с жестикуляцией.

Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу, и движения пальцев их рук совершенствовались из поколения в поколение. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, и что эту закономерность следует использовать в работе как при своевременном развитии речи у детей, так и в случае задержки развития моторной стороны речи.

Для определения уровня развития речи ребёнка в первые годы его жизни проводится такой опыт. Ребёнка просят показать пальцы (один пальчик, два или три) и показывают ему, как это нужно делать. Выявлено, что дети, которым удаются изолированные движения пальцев, как правило, хорошо говорят. У неговорящих детей обычно пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе. Или, напротив, пальцы вялые и не дают изолированных движений.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребёнок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу, и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом – оно требует многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью.

Таким образом, мы видим, что на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость развития речевой функции от совершенствования тонких движений пальцев рук. И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, стимулируя созревание речевых областей коры.

Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Сопоставляя эти данные, можно прийти к заключению, что в процессе подготовки ребёнка к активной речи нужно тренировать не только артикуляторный аппарат, но и движения пальцев рук.

Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим: с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребёнка, но и один из вариантов его радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает; когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ ШАНС БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ

ПОМОЧЬ