Собрано в 2017 году
510 384,99 руб.

Собрано в 2018 году
1 365 182,28 руб.

Помочь
Новости

Малыш и телевизор



Американская академия педиатрии рекомендует родителям запретить просмотр ТВ детям младше 2 лет, а затем, в интервале с 3 до 5 лет, им стоит разрешать смотреть только «высококачественные детские передачи» и не больше 30 минут в день. Увы, по данным исследовательского фонда Кайзера, 59% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят перед экраном в среднем 1 час 22 минуты ежедневно, в то время как многие специалисты подчеркивают, что образовательная ценность телевидения для малышей научно не доказана. Различные телешоу вполне могут оказаться мягким способом приучения человека к вредной и опасной привычке в необычайно раннем возрасте.

Физиологи предупреждают родителей: изменение яркости объектов на экране телевизора утомляет глаза ребёнка, а необходимость формировать непрерывное изображение из отрывочных кадров перегружает его нервную систему, которая вместе с мозгом выполняет эту работу, и затем это напряжение, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, ложится второй «волной» перегрузки на глаза малыша. Физиологи, офтальмологи и педиатры единодушны во мнении: смотреть телевизор и видеопрограммы детям до 3-летнего возраста не стоит.

Анализ содержания видеофильмов для малышей показал, что за 20 минут эфирного времени ребенку в возрасте от 3 до 18 месяцев предлагается около 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой теме. Для сравнения надо сказать, что взрослый человек, по принятым сейчас нормам, получает за то же время просмотра интенсивной новостной программы порядка 5-9 тем, раскрытых в 70-90 эпизодах. Существует общепризнанный закон объема предлагаемой для восприятия и запоминания информации: диапазон внимания взрослого человека равен емкости короткой памяти и составляет 7±2 единицы информации. Имеется в виду, что в одну единицу времени человек может охватить взглядом от 5 до 9 единиц информации. Для детей раннего возраста (0-3 месяца) эта цифра меньше – 1-3 объекта. Можно подсчитать, что предложенные фильмы превышают объём допустимой для восприятия информации в среднем в 10 раз. Такая интенсивность видеоряда, конечно, ведет к сильнейшей перегрузке головного мозга и несет не развивающий, а разрушающий характер.

Кроме того, нужно понимать, что фильмы отчасти сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов-кадров, в которых использованы сюжеты созерцательного характера, снятые и смонтированные для клипового восприятия (речь идет о завораживающем действии мелькающих картин). Наблюдения показали, что видеоряд, созданный такими методами, вызывает привыкание, ребенку хочется пересматривать фильм снова и снова, что плохо сказывается на общем развитии его психики. Звуковым фоном событий на экране служит классическая музыка. Однако она обработана с помощью компьютерных программ и синтезаторов, а значит, мелодия в итоге выходит не живой. В фильмах также встречаются досадные ошибки монтажа: из-за того, что сюжетов в них очень много, а музыкальных тем мало, спокойные картины часто сопровождает динамичная музыка и наоборот. Это приводит к рассогласованию слышимого и видимого ряда, что перегружает слуховую систему малыша – её чувствительность снижается, появляется «барьер», «отключающий» слуховой канал. За 20 минут просмотра малышам предъявляется около 30 музыкальных тем – это много даже для взрослого. И, наконец, видеоряд фильмов не сопровождается речью, что тоже не идет детям на пользу.

Большой ценностью для авторов фильмов является идея раннего развития, когда ребёнок с первых месяцев жизни приобщается к взрослым формам поведения, получает разнообразную информацию и новые впечатления. Надо сказать, что против искусственного ускорения развития малышей, иначе говоря – акселерации, возражали все выдающиеся детские психологи. Попытки «усовершенствования» образования упрощают и обедняют этот процесс, и безграничные возможности пластичного детского мозга, «готового впитать бесконечные объемы информации», в конечном итоге, используются не на пользу ребёнку. Развитие малышей не сводится к простому накоплению знаний, это куда более сложная задача становления человека. Более того, самое главное условие на этом пути – движение по нему вместе с реальным взрослым, живые, тесные и искренние отношения с ним, без которых развитие личности малыша и познание окружающего мира не будет полным. И основная задача младенца – установить зрительный, слуховой, эмоциональный контакт с близкими, познакомиться и освоить первейшие, пока бессловесные, формы и способы общения с ними – при помощи экрана невыполнима.

По мнению авторов фильмов для малышей, «следует расширять мир младенца, ограниченный стенками кроватки и квартиры». Заметим, что для самых маленьких такое «расширение» должно происходить не в виртуальном и необъятном пространстве, которое они не смогут понять, поскольку понятийное мышление ещё не сформировано, и прочувствовать, ведь до него никак «не дотронешься». На первом этапе развития чувств, малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. Для начала он должен узнать мир «на ощупь», своими глазами, собственными руками, по-настоящему. Это замечание касается как отдельных образов, так и всего содержания фильмов, которое больше подходит дошкольникам.

Не стоит рассчитывать и на помощь видеофильмов в развитии мышления и воображения младенцев, ведь по многочисленным научным исследованиям, этот процесс начинается только к концу раннего возраста, примерно к 3 годам. Кроме того, для его успешного старта нужна подготовительная работа множества систем, в том числе – овладение речью и становление символических игровых замещений (например, когда ребенок в игре представляет, что палочка – это градусник, коробка – это домик). Невозможно рассчитывать на то, что образы на экране и «…необычные предметы научат ребенка мыслить образно и логически, а также научат сравнивать объекты и явления, используя воображение», – эти навыки малыши приобретают гораздо позже, в 5-6 лет. Итак, фильмы, адресованные самым маленьким, нельзя считать развивающими: они ведут к перегрузке систем обработки информации, расстраивают их работу, вызывают феномен зависимости. Логика предъявления материала идет вразрез с основными законами психического развития малышей, в основе создания видеоряда лежат механизмы, которые младенцам пока не доступны.

Эти выводы, конечно, не означают, что нужно вовсе отказаться от телевизионных передач и видеофильмов для маленьких детей, но такие сеансы нужно четко и разумно дозировать. Кроме того, ребёнку нужна помощь взрослых, чтобы осмыслить происходящие на экране события, научиться сопереживать их героям. Свободный доступ к информационной технике можно дать детям позже, ближе к 6-7 годам, когда они будут готовы использовать её по назначению, когда экран станет средством получения нужной информации, а не целью.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ ШАНС БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ

ПОМОЧЬ